Микроскоп Телескопович Цвайштейн (telescopych) wrote,
Микроскоп Телескопович Цвайштейн
telescopych

Categories:

ИСТИНА. ЧАСТЬ 2.

Во второй части мы порассуждаем об истине и постараемся подробнее рассмотреть её с разных сторон.

Лично мне приходится постоянно убеждаться в том, что подавляющее число людей имеет очень смутное, неточное или вообще неправильное представление о многих используемых ими словах, понятия и категориях. Практически такое происходит потому, что, на слух или при чтении впервые узнав какое-то слово, человек генерирует в своём сознании некоторое примерное, неточное, а то и вообще неправильное смысловое содержание этого слова, а затем может всю жизнь пользоваться им в общении.

[Читать дальше]Увы, но это явление очень распространено в человеческом обществе. И мало кто, восприняв новое слово, занимается тем, чтобы при помощи словарей, энциклопедий и собственных размышлений максимально прояснить для себя его значение, смысл и даже этимологию.

Оттого беседы и диспуты нередко являют собой разговоры слепых с глухими. Определение и уяснение понятий и категорий является первым требованием диалектики, как искусства вести беседу. Ведущие диалог стороны изначально должны максимально одинаково понимать исходный словесный материал, кирпичики фраз и понятий.

Более, чем за тридцать лет, я ни разу не встретил человека, который бы с первого раза правильно определил, к примеру, понятия «вера», «истина», «правда» и другие. А ведь каждый эти слова, как бы, знает и ими пользуется. Более того, неточное представление о том или ином понятии, полученное в самом начале, настолько сильно закрепляется в сознании такого человека, что потом стоит немалых усилий, чтобы его переубедить поменять своё представление. Людям свойственно упорствовать в своих заблуждениях и не желать менять мнения о том или ином, даже когда возникает необходимость этого.

Итак, в первой части мы постарались определить понятие «истина», а также некоторые сопутствующие ему понятия. Теперь вникнем в тонкости.

Первое, что следует понять, это то, что понятие истина универсально. То есть, применимо везде и в любых случаях, когда вопрос касается любой информации, передаваемой и воспринимаемой через вторую сигнальную систему. Вопрос об истинности информации встаёт не только в вопросах веры в Бога или религии. Проблема истинности или неистинности существует относительно любой информации. Даже относительно общения людей на примитивном бытовом уровне.

Второе: не следует думать, что понятие истина применимо только ко всей совокупности информации о мире. Поэтому нужно понимать, что выражение «познать истину» совсем не означает познать о мире вообще всё. Вовсе нет. Понятие истины применимо к любой, даже малейшей дозе конкретной информации. Примитивнейший пример: выражение 2х2=4 является истиной. То есть, два умноженное на два будет равняться четырём – это действительно так и есть. А выражения 2х2=3 или 2х2=5 являются неистинными, или ложными (неправильными, ошибочными). И вот так понятие «истина» (или не истина) применимо к любой конкретной, важной или маловажной информации. Например: этот цвет синий? — Да (или нет).

Третье: на нас самих всегда лежит ответственность за правильность или неправильность оценки получаемой информации. То есть, при получении информации через вторую сигнальную систему мы всегда вынуждены оценивать её на степень соответствия объективной реальности. Более подробно это будет рассмотрено в теме «Вера»

Четвёртое: в отношении информации следует также понимать, что в реальности существует допустимая степень точности и полноты информации при оценке её на истинность или ложность. Это очень интересный момент, о котором многие даже не задумываются. Большинство людей, скорее всего, считает, будто если мы говорим об истине, то это непременно о полном, точном и всеобщем знании. На самом деле это совсем не так. Понятие истинности применимо и в отношении примерной, неточной или неполной информации. Например, утверждение «до следующей станции примерно 15 километров» является истинным, даже если до станции точно 14320 или 15287 метров.

Пятое: понятие истины несколько по-разному применимо в отношении прошлого, настоящего и будущего времени. И каждый случай требует отдельного рассмотрения.

Прошлое, то что было, очень часто нам знать необходимо и важно. В применении ко всему человечеству исследованием и изучением прошлого занимается наука история. Реальная проблема истории — как получить достоверную, истинную информацию о том, что было в прошлом. История использует (или, по крайней мере, обязана использовать) все возможные средства установления как самой информации, так и её достоверности (истинности). То есть, для установления что именно было в прошлом и действительно ли это и так было.

Но та же проблема существует и на простом бытовом уровне, в обыденной жизни людей. Всем нам часто важно знать, делал ли или говорил ли кто-то из нашего окружения то или то.

В настоящем времени получать истинную информацию, а так же уметь различать информацию на степень достоверности (истинности) для нас так же очень важно. От этого практически всегда зависят наши действия. Информация о настоящем в значительной степени определяет степень их успешности или не успешности. Например: информация о погоде на сегодня, о действиях людей, с которыми взаимодействуем, о режиме работы различных предприятий и производств, транспорта и т.д. Неправильная, недостоверная информация в большинстве случаев приводит или может привести к потерям, получении вреда, потерям, нарушению нашего благополучия. Наиболее остро проблема достоверности встаёт в связи с возможностью получить из каких-то источников заведомо ложную информацию — от близких, из СМИ и т.п. В этом случае вероятность неприятностей возрастает.

Информация относительно будущего для нас так же, если даже не более, важна, как о прошлом. Ближайшее или далёкое будущее невольно вызывает в нас интерес и внимание. Что будет дальше? Как на него правильно реагировать? Как вести себя и что делать, если случится то или то? И всё это важно потому, что всем нам свойственно стремление к сохранению определённой степени безопасности и благополучия нашей жизни, а будущее может угрожать нам неизвестностью и непредсказуемостью. Чаще всего мы не можем знать даже того, что мы в будущем сделаем или можем сделать. Не говоря о других людях или любых других явлениях, включая природные.

Но как мы можем получать информацию о будущем? Будущее, в отличие от прошлого, ещё не оставило никаких следов, которые могли бы дать пищу для знания. И тут каждый, как и в других случаях, выбирает для себя. Но что именно мы можем выбрать?

— Можно, опираясь на знание закона причинно-следственных связей логически моделировать будущие события, опираясь на известную нам информацию о прошлом и настоящем. Ясно, что это не гарантирует полноту их достоверности, но может предложить хотя бы вероятные варианты будущих событий, что может помочь внутренне к ним подготовиться.

— Можно воспользоваться методикой гаданий или предсказаний многими известными способами, как самостоятельно, так и с помощью специалистов в этом деле. Можно. Но Бог через Библию предупреждает людей о том, что этого делать не следует: «не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мёртвых» Второзаконие, 18:10-11. Дело в том, что занимаясь подобными делами, люди вступают в контакт с сатанинскими, дьявольскими силами. Что категорически опасно, хотя большинство людей этому не верят и этого не понимают. Что страшно, так это то, что даже те, кто считает себя верующими, в том числе православными, не считают такие методики греховными и опасными. Более того, бывает даже, что православные «священники» поощряют такие практики. Что делать, как гласит Писание: «Истреблён будет народ Мой за недостаток ведения» Осия, 4:6.

— Можно использовать библейские пророчества. Это — информация о будущем от самого Бога-Творца, адресованная людям. Понятное дело, что для этого нужно быть верующим Богу человеком. Но, тем не менее, библейские пророчества существуют, как общеизвестно достоверный факт, который может быть известен каждому желающему, достаточно заглянуть в Библию. Ясно, что в основном библейские пророчества освещают будущие события мирового, всеобщего для людей значения. Но, пользуясь тем же законом причинно-следственной связи, можно найти и пророчества и касающиеся нас самих. Пользуясь формулой «если..., то...» мы можем увидеть своё близкое и далёкое будущее. Да, при этом мы можем принять или отвергнуть это, категорически не согласиться. Тем не менее, такая возможность узнать своё личное будущее существует.
Например, Библия содержит такие утверждения, что если кто-то делает (или не делает) то-то или то-то, то его непременно ждёт в будущем то-то или то-то. Например: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём» Иоанн, 3:36. Применив это высказывание к себе лично, мы можем знать своё будущее с точки зрения Бога.

Таким образом, мы видим, что и в отношении информации о будущем применимо понятие истинности или не истинности информации.

Рассмотрев выше эти варианты, мы теперь должны коснуться вопроса нашего личного отношения к получаемой информации и истине. Как мы выяснили ранее, получаемая нами информация о прошлом, настоящем или будущем может быть истинной, неистинной, или даже заведомо ложной. И вот тут возникает важная проблема: как именно мы оценим эту полученную информацию? Ведь и в этом случае возможны несколько вариантов:
1) мы оцениваем полученную объективно истинную информацию, как истинную и принимаем её (TRUE=TRUE+YES);
2) мы оцениваем полученную объективно истинную информацию, как ложную и отвергаем её (TRUE=FALSE+NO);
3) мы оцениваем полученную объективно ложную информацию, как истинную и принимаем её (FALSE=TRUE+YES);
4) мы оцениваем полученную объективно ложную информацию, как ложную и отвергаем её (FALSE=FALSE+NO;

Нам должно быть понятно, что эти варианты принятия информации актуальны для нас, потому что в зависимости от нашей оценки полученной информации и реакции на неё может зависеть наша жизнь и благополучие. Мы можем либо получить или укрепить наше благополучие, либо причинить ему ущерб.

Обратите внимание, что как принятие объективно ложной информации за истинную, так и отвержение объективно истинной информации может быть одинаково вредно и даже опасно для нас. Потому что в этих случаях мы перестаём воспринимать объективную реальность адекватно.

Простые примеры: мы в незнакомом городе спрашиваем у первого встречного. как пройти в какое-то место. Этот первый встречный может знать, где находится это место, может дать нам правильную (истинную) информацию, может сам ошибиться, а может намеренно солгать. От того, как именно мы оценим эту информацию будет зависеть, найдём ли мы быстро нужно место, или зря потратим время на лишние блуждания по городу.

В отношении любой получаемой нами информации мы можем реагировать тремя различными способами:
1) принять информацию за истину и поступать в соответствии с этим решением (I=TRUE+YES).
2) отвергнуть информацию, как неправильную или ложную и поступать в соответствии с этим решением (I=FALSE+NO).
3) усомниться в истинности или ложности информации и искать дополнительные возможности получения информации об этом до тех пор, пока не получим достаточно данных, чтобы оценить информацию как истинную или ложную (I=?+PAUSE).


Вот здесь мы неизбежно встречаемся с понятием «вера», о котором мы будем говорить в дальнейшем.

Продолжение следует...
Subscribe

  • ДОБРО И ЗЛО.

    Познание добра и зла, понимание добра и зла, различение добра и зла есть главная цель и смысл человеческой жизни. По сути, однозначно и…

  • Первому Апреля вдогонку.

    День смеха подразумевает всеобщий смех. Однако... Является ли сам по себе такой праздник поводом и причиной для смеха? На Руси ведь всем известно:…

  • ИСТИНА. ЧАСТЬ 5. СПОРИМ СО СПОРУНАМИ.

    Отвечаю на возражения в комментариях. Некто высказался так: «вы искренне верите, что окружающая нас реальность, это ВСЁ что есть в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • ДОБРО И ЗЛО.

    Познание добра и зла, понимание добра и зла, различение добра и зла есть главная цель и смысл человеческой жизни. По сути, однозначно и…

  • Первому Апреля вдогонку.

    День смеха подразумевает всеобщий смех. Однако... Является ли сам по себе такой праздник поводом и причиной для смеха? На Руси ведь всем известно:…

  • ИСТИНА. ЧАСТЬ 5. СПОРИМ СО СПОРУНАМИ.

    Отвечаю на возражения в комментариях. Некто высказался так: «вы искренне верите, что окружающая нас реальность, это ВСЁ что есть в…